Если спросить бухгалтеров - в чем суть ведения учета, то большинство из них ответят, что это последовательность действий, начинающихся со сбора информации о хозяйственных операциях, фиксации ее в первичных документах, обобщении в регистрах, и составлении отчетных форм. И очень немногие добавят, что ведение учета также предусматривает анализ состава выходной информации, ее качества и количества, и, при необходимости, проведения корректировки учетной политики, перераспределения задач и обязанностей между учетными работниками, а быть может, даже и изменения договорных отношений с контрагентами. Т.е. для них учет представляется не только как последовательность действий «от этого… к
тому», но в нем имеются и элементы «возвратности», или как принято говорить, элементы обратной связи.
Один из методов ведения учета, который мы используем в своей практике, и есть метод «обратных связей». Его можно также назвать методом последовательных приближений. В чем суть метода? Допустим, наступил период составления отчетности. В базе 1С отражены первичные документы, но… не факт, что все. Из тех, которые отражены, возможно, некоторые заполнены не полностью, или с ошибками. Тем не менее, мы начинаем процесс составления отчетности - формируем регламентные операции, записи книги покупок и продаж, начисляем зарплату, закрываем месяц, пробуем составить регламентированную отчетность. Это как бы, первый, «черновой проход». Несколько лет назад, при проведении операций в базе мы довольствовались скудными подсказками 1С типа – «нет товаров на складе», «рожки» в субконто и т.п. и делали пометки на листочках, что надо будет исправить.
«Пометки на клочках» - не очень удобный способ, и мы написали несколько небольших программ «1С:Тесты»,
которые запускаем по ходу работы, и которые выводят ошибки отдельного участка учета или этапа. По найденным ошибкам, мы осуществляем тот самый «возврат» к первичке, и исправляем записи в 1С. Затем, снова делаем весь проход до отчетности, уже более «чистовой». И так по нескольку раз, постепенно уточняя учет, приближая его к достоверному. Вот и весь метод. На первый взгляд, многим из вас покажется, что мы делаем лишнюю работу, многократно возвращаясь обратно. Попробую доказать обратное. Во-первых, я привел метод «обратных связей» в самом общем виде. Конечно, определенная часть учета делается традиционным, последовательным методом, но, к примеру, я никогда не стану «крыжить» реестры накладных и счетов-фактур полученных, если по результатам теста в базе 1С «все в порядке». Это пример использования метода «Иерархии итогов» (отдельный материал здесь….).
Во-вторых,
я заранее могу оценить тот объем учетной документации, который мне надо отразить в учете. Ибо,
вдруг в последний день месяца есть сложный объект учета, а я сижу и жду отсутствующую накладную в середине месяца, не двигаясь дальше. К слову сказать,
если у меня отрицательные остатки на складе, а оригинал накладной поставщика «запаздывает», то я сделаю «искусственное» поступление с пометкой «временно»
обработка здесь…, но черновую отчетность составлю заранее. В третьих,
сам факт «завершенности дела», пусть даже чернового, очень полезен в психологическом плане.
Нет страха перед неизвестностью «сколько и чего еще можно ожидать» для составления отчета. В четвертых, многократное проведение операций и документов в 1С до составления отчетности, положительно с точки зрения надежности бухгалтерской базы 1С. У нас нет проблемы «Лучше ничего не трогать задним числом, а то все поплывет». В пятых,
разработанная нами методика ведения учета полностью автоматизирована и подчинена инструкциям по составлению отчетности. Что такое калькулятор и
Excel мы потихоньку начинаем забывать. Наши бухгалтеры «включают мозги» очень редко, а учет сводится, образно говоря, к последовательному нажатию тех или иных клавиш. А вот, когда надо «включать мозги» -
читайте здесь… В итоге, при заранее хаотично введенной первичке, даже содержащей ошибки, на составление отчетности и передачу ее руководителю для подписания у нас уходит в среднем несколько часов. И мы не боимся пересчитать при необходимости все снова.
Принцип обратной связи используется у нас не только в отчетности. В статье
"Контуры обратной связи в системе бухгалтерского учета" мы приводим пять таких контуров: «реестр пороков» документов, «реестр вопросов», «отчет руководителю», «уточненные декларации», «исправление учета».
Поясним, к примеру, что представляет собой контур «отчет руководителю».
Выше было показано, что степень «возвратности» зависит от того, насколько фактические выходные данные отличаются от требуемых. Я чуть было не сказал – «желаемых». Вот тут-то я и услышал бы в ответ: «Ага! Значит вы возвращаетесь назад, чтобы «подправить учет» и сделать его показатели хорошими в угоду директору?! А мы, напротив, даем руководителям именно достоверную информацию, какой бы «горькой» она не была!». Отвечаю и спрашиваю встречно: «Что такое достоверная информация?». В моем понимании, степень достоверности информации зависит от того, кем и для чего она будет потреблена. Если у предприятия миллионные обороты и оно готовится к продаже, вряд ли «погоду сделает» непроведение чека в авансовом отчете на сумму 100 рублей. Однако, если эта сумма выплачена «из своего кармана» уборщицей предприятия с окладом в 2000 руб., то провести его необходимо. В первом случае, «дополнительный уточняющий виток обратной связи» я делать не буду, а во втором – он необходим. Если банк запрашивает показатели баланса для выдачи кредита, опять таки я буду делать его с учетом требуемого «предела существенности». И таких случаев множество. Иными словами, я бы всегда соизмерял степень ответственности за то, что учет будет «не совсем достоверным» и затратами на доведение его до состояния идеального.