Со
времени нашей последней публикации в мой адрес поступило множество ваших
откликов. Основной смысл этих посланий можно свести к следующему: «Ваши
рекомендации применимы только к крупным предприятиям, а что делать бухгалтеру
фирмы, штат которой состоит из 3-4 человек, ведь он вынужден работать за
десятерых?!»
Во-первых,
за отклики большое человеческое спасибо. Приятно, что у моей авторской колонки
появились заинтересованные читатели. Во-вторых - вы правы. Правы в той же
степени, в какой справедлив и руководитель, с многообещающей улыбкой провозглашающий:
«Ребята, давайте жить дружно!». Что ж, в следующих публикациях я обязательно
постараюсь уделить внимание таким фирмам-«малюткам». Но прежде давайте
зададимся вопросом: «А почему, собственно, бухгалтеру малого предприятия
приходится работать за десятерых?». И по большому счету, ответ на него лежит на
самой поверхности. До тех пор, пока руководитель пусть даже самой маленькой
фирмы будет проводить горизонтали в финансовой деятельности (верхняя работа по
сделкам, нижняя - их бухгалтерский учет), непременными атрибутами работы
бухгалтера такой фирмы станут «коротание вечеров» на рабочем месте и стрессовый
режим. Не проще ли провести несколько вертикалей по наличию объекта учета в
деятельности? К примеру, оптовая торговля, внешнеэкономические сделки,
приобретение ОС, наем рабочей силы и т. п. Причем идти от простого к сложному,
от части к целому, слева направо. Левая вертикаль - продажа бабушкой картошки
на рынке. Нужен минимум знаний. Если необходимо расширить штат - штудируем вопросы
исчисления налогов с зарплаты и выполнения норм Трудового кодекса. Покупаем
офис - начинаем разбираться с его обслуживанием и налогом на имущество.
Заимели валютный счет - читаем международное законодательство. И продолжаем в
том же духе действовать совместными усилиями слева направо, а не низвергаться
сверху вниз на голову бухгалтера.
На
мгновение показалось, что бухгалтер, бесстрашно штурмующий, подобно опытному
виндсерферу крутые волны Налогового кодекса и ПБУ, и есть настоящий спаситель
финансового учета фирмы. Но проблема в том, что даже самый большой багаж
профессиональных знаний никогда не сможет компенсировать отсутствие
системности в вашей работе. Современному бухгалтеру недостаточно знаний
бухгалтерского и налогового законодательства. В конечном итоге это не спасает
от "коротания вечеров" на рабочем месте. Если уж и говорить о
субъективных причинах, т. е. о тех. которые кроются в наших собственных
ошибках, то практика показывает, что к неоправданной потере времени и кипам
необработанных документов приводит прежде всего неумение руководить своими
подчиненными и правильно распределить участки учета. И, помимо умений и опыта
есть нечто, что может существенно облегчить работу бухгалтеров и сделать ее
более эффективной. Это нечто - системный подход к постановке и ведению
бухгалтерского учета.
Существует
совокупность определенных сформулированных принципов такого системного
подхода. которые предназначены не только для бухгалтеров. Скорее они будут интересны
именно руководителям, на которых, как известно, законодательством возложена
обязанность организации бухгалтерского учета. Впрочем, это уже тема для
отдельного разговора, который я непременно продолжу в следующих "мыслях
вслух» .
Опубликовано
в «Налоговом вестнике» №14 от 7 апреля 2007 года
|