Воскресенье, 28.04.2024, 10:44 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

Финансовые и бухгалтерские системы

Добро пожаловать на персональный сайт Шешегова Вадима Борисовича, посвященный вопросам практической организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса. В отличие от большинства сайтов бухгалтерской тематики, совместно с моими коллегами, я рассматриваю вопросы не столько соблюдения налогового и бухгалтерского законодательства, сколько организации и постановки разных видов учета - управленческого, бухгалтерского, складского, налогового и их взаимодействие.  Учет рассматривается нами как технологический процесс, т.е последовательность операций, выполняемых бухгалтерами и иными лицами, работающими с документами.
Меню сайта
Опрос
Какой программой пользуетесь?
Всего ответов: 110
Статистика
Site search

Главная » Статьи » Опубликованные

Ты скажи, че те надо, мой руководитель....

Велика Россия, да каждый второй в ней…. бухгалтер. Впрочем, эта поговорка, применима и к руководителям. Развитие малого бизнеса породило огромное количество предприятий, необходимость ведения бухгалтерского учета, и регулирование отношений директоров с бухгалтерами. 

Так какие же задачи должен решать бухгалтер?

Приведем пару мнений руководителей по данному вопросу.

«В принципе, бухгалтер мне и не нужен. Бизнес поставлен, менеджеры отслеживают расчеты, движение товара, зарплату плачу – не жмусь, от налогов не скрываюсь – могу и переплатить даже,  деньги всегда есть… Но… вот заставляют меня сдавать какие-то там сложные отчеты в налоговую, а я в них ничего не смыслю. Да грозят проверками. Вот и держу бухгалтера решать все вопросы с налоговой».

«Мое дело – «висеть на телефоне», встречаться с клиентами и зарабатывать деньги для фирмы. Дело моего бухгалтера – все что касается бумажек и расчетов. Он несет ответственность за все документы, будь то письмо, или декларация. Он дает мне все цифры, визирует все документы. Бухгалтер нужен мне для оформления бумажек».

Конечно, здесь приведены, скажем так, «полярные», редко встречающиеся позиции руководителей в отношении роли своих «бухов». Но тенденция к крайностям из состояния некой «срединной точки» может пагубно сказаться на эффективности тандема директор - бухгалтер.

В первом случае, бухгалтер практически отстранен от деятельности фирмы, оставаясь при этом должностным лицом, подписываемым отчетность. Он лишен возможности обеспечивать контроль за материальными ценностями, влиять на учетную политику, организацию документооборота. Как следствие – оплошности в первичных документах, появление пересортицы, сложности в выделении прямых расходов,  неправильное исчисление налоговых баз. Бухгалтер сводится до позиции счетовода, или регистратора первичной документации.

Во втором случае, бухгалтер отождествляется и с секретарем, и с юристом, и с менеджером. Ему приходится заниматься многими вопросами не входящими в его компетенцию. И все от того, что руководитель не представляет себе (или не хочет представлять) как определить грани функциональных обязанностей различных служб и установить их взаимосвязи. Хрестоматийным случаем является пресловутая обязанность бухгалтера хранить учредительные документы фирмы, всевозможные лицензии, сертификаты качества на товар, гарантийные талоны на приобретенную оргтехнику. Хотя эти документы нужны ему для учета, как говорится - «собаке пятая нога». Мы уж не говорим про регистрацию исходящей корреспонденции. Перефразируя бородатый анекдот про то, как «в Москве замолкает все вокруг, как только передают сводку погоды», можно утверждать, что имеются предприятия, на которых работа бухгалтерской службы приостанавливается, когда возникает потребность присвоения очередного номера исходящего письма, отпечатанного менеджером.

А вот еще одна функция, возводимая некоторыми руководителями в ранг главных качеств бухгалтера – «умение» заплатить поменьше налогов.  Дескать, почему мои менеджеры «сидят на процентах», а ты…. дармоед, «сидишь на моих харчах» и все такое прочее.  И тут у бедного бухгалтера начинается «хождение по лезвию бритвы…».С одной стороны – дополнительное вознаграждение, с другой – статья, и порой не Налогового Кодекса.

А сколько нелицеприятных слов слышат наши бухгалтера, когда налоговые присылают требования на уплату недоимок! «Как мог мой бухгалтер допустить такое – не заплатить налоги?!. А чем он тогда вообще занимается?!».  И как то, невдомек, руководителю, что сумма требования зачастую несколько рублей, и набежала как пеня, или, вообще на округлении расчетов. Важен факт, дающий повод «спустить стружку». Так и хочется спросить - каков предел существенности в ваших сделках, мой руководитель?

Представляется правильным, если при оформлении на работу в новую компания, кандидат на должность бухгалтера выяснит у будущего руководителя те аспекты работы, которые мы привели выше.

Так как же охарактеризовать ту самую срединную точку, занимать которую должен бухгалтер в понимании руководителя?

Бухгалтер должен обладать авторитетом и властными полномочиями. Его указания в части оформления первичной документации должны выполняться беспрекословно. Значимость бухгалтера не может быть сведена до «второстепенного» работника, особенно в лице подчиненных.

Не нужно и даже вредно требовать от бухгалтера текущую управленческую и оперативную информацию, которую должны давать менеджеры. Данные, получаемые руководителем от бухгалтера должны быть некого рода итогами, обобщением накопленной информации об совершенных операциях в том или ином разрезе, причем за определенный прошедший период, к примеру, месяц. Разработайте формы отчетов, в которых вы хотели бы видеть нужную вам информацию (рентабельность сделок, распределение затрат, рост прибыли и т.п.) и установить сроки предоставления их вам бухгалтером.

Выделите для себя «множество» учетных работников на своем предприятии. Помните, что бухгалтерия – это лишь их подмножество. Контроль за списанием сырья поручите технологу, унификацию номенклатуры товаров – товароведу или отделу закупа, составление актов сверки – менеджеру. Согласуйте все с бухгалтером, но на уровне принципа, системы учета, а не конкретных обстоятельств сделки.

Не ругайте бухгалтера, если по результатам проверки будут доначислены незначительные суммы. Учет в условиях настоящего законодательства не может быть безошибочным, и редко, когда инспектора «уходят ни с чем». Анализируйте только суммы штрафов, а не пеней и доначисленных налогов. Выведите для себя предел существенности бухгалтерских нарушений.

 

Конечно, наши немногочисленные рекомендации, в рамках этой небольшой статьи,  приемлемы далеко не на всех предприятиях. Скажем, в совсем малых организациях, где трудится 2-3 человека, на бухгалтера лягут большинство задач, затронутых в статье.

И все же… Если у вас почему-то не задерживаются ваши «бухи», имеется текучка учетных кадров, не стоит ли взглянуть на проблему как-то иначе?

 

Опубликовано в журнале «Респект-обозрение»

Категория: Опубликованные | Добавил: finansist (23.11.2008)
Просмотров: 629 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz