Если «в своем огороде» руководитель и бухгалтер еще могут
договориться, кому и чем заниматься (см. статью «О широком амплуа бухгалтера»)
то в случае, когда бухучет ведет сторонняя организация, так называемом
аутсорсинге - распределение задач должно быть четко оговорено в договоре.
Какие тут могут быть подходы?
Первый способ (расточительный):
«Все что касается сделок, прямо направленных на получение прибыли – дело
клиента. Что касается работы с государственными органами, с точки зрения клиента
«мешающими работать, но… увы, - необходимыми» - дело аутсорсера". Ну, налоговая, бухгалтерская
отчетность – это понятно.. Хотя, отчитаться по декларациям –это одно, а вот
отслеживать соответствие руководителей, юридических адресов данным в реестре юрлиц
– скорее юридический, чем бухгалтерский вопрос. Статистика, персонифицированным
учетом по ПФ тоже пусть аутсорсер занимается. А вот кто идет на учебу в
военкомат? Кто меняет страховые медицинские полюса работникам, порой
устраивающихся на месяц- другой, да и то оформляемых задним числом, ибо
«покамест поработает так, а понравится – возьмем в штат»?А как быть со столь «популярным» в настоящее
время Ростехнадзором? Мало выстоять в очереди, главное – где взять нормативы,
справку о прохождении обучения и еще кучу разных бумаг? И вместе с тем,
встречаются такие клиенты, готовые платить, говоря бухгалтерским языком – за
решение всех «общехозяйственных и косвенных» вопросов аутсорсерам.
Второй способ (всеобъемлющий).
Аутсорсер берет на себя, кроме собственно учета и составления отчетности, также
и вопросы, которые связаны с получением
информации, имеющей отражение в бухгалтерском и налоговом учете, скажем,
заполнение извещения о взносе наличных в банк клиента.
Третий способ (классический). Он исходит из того, что бухгалтерский учет по определению ФЗ «О
бухгалтерском учете», есть система сбора, регистрации и обобщения информации об
имуществе, обязательствах организаций и их движении. При этом сбор –
возлагается на клиента, а регистрация и обобщение – на аутсорсера, при этом
обобщение расширяется до требования формирования и предоставления отчетных
данных. Итак, вся кропотливая работа по созданию и получению первички от
контрагентов лежит на клиенте, и она
предоставляется им аутсорсеру в нужном количестве. Есть первичка - есть работа.
Нет? Солдат спит – служба идет. Аутсортер же сидит у себя в офисе и ждет
«прилет мухи». В части предоставления отчетности, круг органов, с которыми
контактирует аутсорсер ограничивается видами установленных законодательством
отчетных форм. В итоге, с клиентом только надо установить состав первички,
формы и сроки ее передачи аутсорсеру, что не очень сложно. Сложности начнутся
потом, когда клиенту, зачастую далекому от работы с бухгалтерской
документацией, придется выполнять взятые на себя благие намерения. Причина в
том, что, во первых, имеются уж очень маленькие предприятия, которым
нецелесообразно держать в штате работников, оформляющих первичку, и вдобавок
заключать договор с аутсорсером. Во-вторых, недостатком такого способа является
то, что выходная первичка дважды «вколачивается» в информационную базу – на
этапе ее рождения и распечатки у клиента и на этапе ее регистрации для учета у
аутсорсера. Эта «двойная» работа чревата
нестыковками номеров, дат документов, пересортицей номенклатуры и
контрагентов..
Четвертый способ (компромиссный).
Метод, который я бы назвал «Руки- мозги». Курьер – операционист аутсорсера
оказывает помощь по работе с первичкой, изредка выезжая к клиенту, а бухгалтера
и аудиторы – ее обрабатывают. И как разновидность
этого способа: собственный бухгалтер клиента, «не тянущий» на главного, или
просто не желающий быть таковым и брать на себя ответственность, ведет первичку
под руководством аутсорсера, а последний несет бремя ответственности за
составление отчетности.
Опубликовано в "Налоговом вестнике" № 8 от 24 февраля 2007 г.
|