Вторник, 23.04.2024, 13:00 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

Финансовые и бухгалтерские системы

Добро пожаловать на персональный сайт Шешегова Вадима Борисовича, посвященный вопросам практической организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса. В отличие от большинства сайтов бухгалтерской тематики, совместно с моими коллегами, я рассматриваю вопросы не столько соблюдения налогового и бухгалтерского законодательства, сколько организации и постановки разных видов учета - управленческого, бухгалтерского, складского, налогового и их взаимодействие.  Учет рассматривается нами как технологический процесс, т.е последовательность операций, выполняемых бухгалтерами и иными лицами, работающими с документами.
Меню сайта
Опрос
Какой программой пользуетесь?
Всего ответов: 110
Статистика
Site search

Главная » Статьи » Мысли, выводы, обобщения....

Восстановление учета
Скачать (*.doc, 48 кБ)


    
Можно определить следующие объективные причины, которые влекут восстановление учета:
  • Отсутствие учетной политики и методики учета тех или иных объектов, и, как следствие, отсутствие значительного объема первичных документов.
  • Отсутствие технологических средств, компьютерных программ и\или  неумение ими пользоваться.
  • Существенные расхождения между данными, отраженными в предоставленных в ИФНС декларациях и в бухгалтерской отчетности.
  • Отсутствие установленного порядка документооборота в организации, и как следствие, низкая финансовая дисциплина и невозможность принимать управленческие решения.
     Восстановление учета возможно как силами штатных бухгалтеров, как правило, вновь принятых на работу "взамен" бухгалтеру, запустившему учет, так и силами сторонних организаций.  При восстановлении учета сторонам необходимо определиться, что понимается под этим термином и каковы должны быть результаты выполнения работ.
     Рассмотрим особенности восстановления учета при заключении договора с аудиторской компанией.
     Прежде всего ошибочно думать, что заказчик получит исчерпывающий бухгалтерский учет за период восстановления, к которому, дескать, он может теперь и не возвращаться.  В крайнем случае, это возможно в случае, когда восстановление делается в целях последующей налоговой проверки и закрытия организации. В других случаях, восстановление - это опыт, на основании которого формируется учетная политика, методика учета и эти знания должны быть переданы и взяты на вооружение бухгалтером организации при ведении учета в последующих периодах. Такой подход требует "подключения" штатного бухгалтера к работе по восстановлению учета на последних его этапах, когда общая методологическая концепция уже будет сформирована аудиторской компанией.
     В контексте данной статьи дадим определение смежных видов услуг, оказываемых аудиторскими фирмами.
  • Аудит - высказывание аудитором своего мнения по состоянию бухгалтерского учета и об типичных ошибках. Исходными данными являются первичные документы, бухгалтерские и налоговые регистры и предоставленная отчетность в ИФНС.
  • Постановка учета - формирование учетной политики, документооборота, технологии совершения учетных операций. Исходными данными являются виды и характер осуществляемых сделок, структура предприятия, наличие компьютерных инфраструктур.
  • Ведение бухучета - регистрация и выписка первичных документов, составление сводных регистров, формирование налоговых баз и исчисление налогов. Исходными данными являются положения учетной политики, входящие первичные документы, договоры, сведения по совершаемым сделкам.
     Если же давать определение "восстановление учета", то можно сказать, что это некий "синтез" постановки учета и ведения учета, при определенном их соотношении, зависящем от конкретных условий каждого заказчика. Выявление этого "соотношения" и является, по нашему мнению,  важнейшей часть договора на восстановление учета.
     В большинстве случаев, заказчики настаивают на большем удельном весе работ, связанных с ведением учета. Это и понятно, ведь в итоге они получают распечатанные первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, расчеты и декларации по налогам, бухгалтерскую отчетность. А постановка учета, дескать, "приложится к практике". Чтобы оценить правильность такого подхода, рассмотрим несколько проблем, с которыми сталкиваются аудиторские компании в ходе восстановления учета.
     Документы по реализации, как правило, почти всегда присутствуют, но в ходе восстановления также могут потребовать коррекции или исправления К примеру, имеются документы по реализации услуг по сдаче помещений в аренду, но они отражались только в периоды, когда была оплата, т.е. выборочно использован метод "по оплате". В то время, как естественно, начисление арендных платежей должно осуществляться по мере оказания данных услуг, вне факта оплаты. Аудиторская компания производит корректировку доходов и налогооблагаемых баз, а это, в свою очередь, меняет нумерацию счетов- фактур выданных.  Понятно, что полная замена  документов на вновь сформированные недопустима, поскольку потребовала бы замены документов у арендатора, который, вряд ли, пойдет на это. В итоге, нумерация счетов-фактур выданных в книге продаж не совпадает с фактическими. Занижение НДС здесь нет, но штраф за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета заплатить, возможно, придется.
     Воспользовавшись предыдущим примером, порассуждаем о его последствиях. Налоговая при проверке, прежде всего, предложит привести книгу продаж в соответствие требованиям действующих нормативных документов. Конечно, можно попытаться переложить эту работу на аудиторскую компанию, и, вдобавок, еще и штраф, но это весьма проблематично, поскольку аудиторская компания докажет, что не изменять нумерацию у нее не было возможности. Самой же организации заказчика внести изменения будет непросто, поскольку это "потянет" за собой изменения в остальных формах отчетности, а заказчик учет сам не восстанавливал и "ситуацией не владеет". А уж в выявлении взаимоувязок налоговая всегда "на высоте"!
В другом случае, заказчик оказывается недовольным по размеру налогов, которые он должен уплатить по результатам восстановления. Он предлагает новые схемы оптимизации, руководствуясь тем, что восстановление предусматривает создание ранее пропущенных документов и их можно, якобы, снова переделать. Аудиторской компании приходится многократно пересчитывать результаты, а ведь любой пересчет "задним числом" требует переработки итогов за многие налоговые периоды и пересчета проведения множества документов. Конечно, компьютерный учет в значительной мере облегчает пересчет, однако, во-первых, не все операции можно "заложить" в бухгалтерскую программу, в ту же "1С". К примеру, начисление процентов по кредитам приходится делать вручную, и, при ошибке в процентной ставке, корректируются две проводки - расходы, относимые на уменьшение налогооблагаемой базы и не относимые. Затем, делаются заключительные записи за месяц, проводятся иные регламентные операции. И так до двенадцати корректировок в год.  Во-вторых, некоторые операции, являются "производными" от иных операций. К примеру, выручка от услуг генподряда, оказанных заказчиком, определена в процентах от объема строительно-монтажных работ. Изменение объемов СМР влечет за собой не только корректировку этой операции, но и всех иных, связанных с ними в процентом соотношении. Это также приходится отслеживать и делать вручную.
     Приведенные примеры показывают, что процесс "ведения учета" при восстановлении в значительной степени отличается от обыкновенного, текущего ведения учета.  Поэтому неприемлем и такой подход к планированию сроков восстановления как "1 месяц - за 1 неделю (1 день) и т.п.". Заранее неизвестно, сколько новых или некачественных документов "всплывет" в ходе восстановления, сколько раз и насколько "глубоко по времени" придется пересчитывать итоги. На процесс восстановления в значительной степени сказываются специфические вопросы учета каждого предприятия,  такие как разветвленная номенклатура товаров, "пересортица" в наименованиях товаров, контрагентов и т.п. Последние приведенные факторы настолько усложняют работу аудиторского агентства, что правомерно прежде заключать договора на стандартизацию и унификацию наименований товаров и контрагентов.
    Рассмотрим теперь вопросы постановки учета. Постановка учета начинается с выявления типичных операций в деятельности предприятия-заказчика, удельный вес которых составляет до 80-90 процентов. Такие операции группируются и описывается порядок их учета. Одной из таких групп может являться купля-продажа товаров, другой - оказание услуг и т.п. Группируя, бухгалтер или аудитор, восстанавливающий учет, абстрагируется от конкретных наименований товаров, цен, сумм, и оперирует более обобщенными понятиями, такими как "купленный товар", "удорожание ТМЦ" и т.п. В приведенных примерах, за рамками группировки останутся товары, к примеру, полученные безвозмездно, а удорожание не будет конкретизироваться за счет чего произошло -  из-за услуг организации-перевозчика, или из-за перевозки на собственном автотранспорте. При обработке документа надо просто принимать решение - или "выводить" эти документы за рамки группировки "80-90", и обрабатывать индивидуально, или считать их "типичными". К примеру, перевозчик выставляет акты на услуги, указывая, номер накладной перевозки груза, место погрузки, вид транспорта. Учтенной политикой принято, что данные расходы относятся на удорожание купленного товара. Применяя группировку, расходы по транспортировке товара на собственном транспорте, также должны относиться на удорожание товара и сопровождаться аналогичным комплектом документов. После проведения группировки, производится алгоритмизация учета каждой группы - описываются состав документов, корреспондирующие счета, места хранения документов, порядок подписания и т.п. Одновременно, настраиваются компьютерные программы.
    Важная часть при постановке учета заключается в том, что если при "обычном" учете прежде формируются первичные документы, затем производится их регистрация в базе 1С, то при автоматизированной постановке весьма существенная часть документов формируется, как бы "наоборот" - прежде они создаются в базе, производится расчет финансовых результатов, ознакомление с ними заказчика - и лишь затем производится их распечатка. Естественно, что речь идет об документах, формируемых в организации. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Предприятие оказывает услуги автоперевозки путем привлечения арендованного автотранспорта. Арендная плата за месяц составила 1000 рублей.  Как распределить стоимость аренды на услуги? Можно пропорционально выручке по каждой перевозке, можно пропорционально стоимости перевозимого товара, а можно пропорционально весу груза. В месяце было 200 операций по перевозке. Чтобы распределить расходы бухгалтер должен был бы запросить 200 актов от арендодателя по каждой перевозке и отразить их в учете. А тот выдает только один сводный! Это не устраивает нашего бухгалтера и тот вынужден формировать свои расчеты-распределения по каждой перевозке. И только предварительно попробовав распределение в учете по разным базам, и остановившись на лучшей, бухгалтер формирует первичные документы.
     Постановка учета предусматривает формирование учетной политики, но содержит еще одну составную часть - регламенты работы учетных работников. Кроме вопросов учета и хранения документов, отражения их в базе, составления налоговых регистров и т.п., в регламентах может содержаться информация по порядку самопроверки учета, заполнения контрольных таблиц по взаимоувязкам, тестированию ошибок, составлению реестров. В регламентах также описывается порядок контроля учета во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями и службами организации, порядок составления управленческой отчетности.
     Так что же дает постановка учета при восстановлении учета?
     Прежде всего, возможность быстрого пересчета итогов.  Заложенные алгоритмы отслеживают взаимоувязки и дают достоверную и всегда актуальную бухгалтерскую базу. Однако следует понимать, что в данном случае под "достоверностью" понимается отсутствие ошибок учета технического характера, описок. Достоверность же результатов  учета операций относительно их фактического содержания не является идеальной, и определяется тем, насколько бухгалтер "погрешил" при группировке операций, внеся операцию, которая была не совсем "типичной".  
     Второе преимущество постановки учета, как алгоритмизации и автоматизации учета, заключается в том, что организация- заказчик, получив механизмы компьютерного учета, те самые "регламенты", может самостоятельно вносить любые изменения, будь то по требованию налоговых органов, будь то в целях оптимизации налогов.
     И, наконец, третья сторона вопроса.  Постановка  учета дает возможность формирования отчетности в налоговые органы полностью в автоматическом режиме, что существенно высвобождает рабочее время бухгалтера.
     В заключение сделаем вывод.
     По нашему мнению, значительная часть бухгалтеров работают в условиях "непоставленного", с точки зрения автоматизации, учета.  Это, в целом,  может быть оправдано, поскольку дает лучшее качество учета за счет индивидуального подхода к каждой операции, без ее группировки и "типизации". У бухгалтера достаточно времени для анализа сделок, имеется возможность вручную составить налоговую отчетность и ее проверить.  Однако, если требуется высвободить бухгалтера для нужд управленческого учета, произвести оптимизацию налогов путем устранения ранее допущенных ошибок и недоделок и все пересчитать, то необходимо делать акцент на автоматизированную постановку учета. При восстановлении учета за большие периоды времени, когда невозможно предсказать результаты, имеется вероятность появления новых документов - постановка учета должна являться основной часть работы аудиторской компании по договору восстановления учета.

Категория: Мысли, выводы, обобщения.... | Добавил: finansist (25.10.2008)
Просмотров: 1460 | Комментарии: 1 | Теги: Восстановление учета | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz