От редакции журнала "Налоговый вестник": Этой статьей мы продолжаем разговор о тандеме
«Руководитель-бухгалтер»
Ну вот,
наконец, «ветер задул в одну сторону», задачи руководителя и бухгалтера
подчинены единой цели, вектора их усилий коллинеарны и приложены в одну точку.
И вот тут-то наших героев подстерегает еще одна задача – научиться «говорить на
одном языке».
Приведем в
очередной раз несколько типичных ситуаций.
Руководитель: «Я прошу нормальный
отчет о движении средств в банке, а вы мне даете какие-то дебеты и кредиты.
Идите и напечатайте его в понятном мне виде».
Или вот еще
диалог.
Руководитель: «Сколько мы
заплатили налогов за истекший месяц?»
Бухгалтер: «Вы имеете в виду
только налоги, или еще и взносы в бюджет?»
Руководитель: «Я имею ввиду все
деньги, отправленные в бюджет».
Бухгалтер: «А можно уточнить –
вас интересует фактически уплаченные или те, которые мы должны уплатить?»
Руководитель: «Меня интересует,
сколько я отдам в бюджет из своих средств».
Бухгалтер: «А можно еще уточнить
– уплата налогов с авансов, которые возвратятся нам в следующем месяце
считается деньгами, которые вы «отдали»?
И д.т. и т.п.
Бывает и
обратная ситуация.
Руководитель: «Я хочу приобрести
телевизор и поставить его приемной. Можно его купить за счет средств
предприятия?».
Бухгалтер: «Что вы! Этого никак
нельзя делать! Налоговая оштрафует!».
Во всех
случаях, вы видите, что партнеры говорят об одних и те же понятиях, но
вкладывают в них разный смысл.
Что можно
посоветовать с таких случаях?
Прежде всего,
бухгалтеру надо выходить за рамки стереотипного мышления – что запрещено
налоговым кодексом или ПБУ, того делать нельзя. Есть хорошая философское
утверждение: «Делать можно все что угодно. Но надо помнить об последствиях,
которые могут повлечь ваши деяния и винить в них только себя». Применительно к
профессиональной деятельности бухгалтера, во- первых, почаще анализируете ваши
действия, с точки зрения ответственности за них, и сравнивайте ту конечную
пользу, которую достигнет ваше предприятие в случае совершения той или иной
операции с той ответственностью, которую оно понесет. Зачастую «игра стоит свеч». Во- вторых, почаще
«садитесь в шкурку руководителя» и смотрите на вопросы с его точки зрения. И на
вопрос об приобретении телевизора ответьте, что приобрести можно все что
угодно, за исключением, разве что, атомной бомбы, но на себестоимость вы
телевизор не отнесете.
На вполне очевидный и
закономерный вопрос руководителя – «И что же? Значит, мы заплатим за покупку
телевизора налоги?», - ответьте, что налогов мы не заплатим, а просто потеряем
возможность заплатить их меньше. А это не совсем одно и тоже… И терпеливо
разъясните разницу.
Помните, что
только в отраслевых организациях экономики, таких как банки, финансовые фонды,
биржи, руководители чувствуют себя прежде всего экономистами. Во всех остальных
отраслях – руководитель прежде всего- хозяйственник. Ему ближе будут вопросы
технологии, качества товара, инженерии, производства, конъюнктуры рынка. Учет и
бухгалтерия для него вторичны и это нормально. И лишь тот бухгалтер будет его «второй
рукой», который будет мыслить в масштабах предприятия в целом.
Опубликовано в "Налоговом вестнике" №10 от 10 марта 2007 г.
|